Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 05:33

Сайт учителя начальных классов Захаренко Елены Владимировны


Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Материалы к интернет-конференции [4]
Материалы подготовленны учителями МОУ "СОШ №2" города Свободного к интернет-конференции, проведённой 29-30 сентября 2010 года Вики Амурского областного ИПК и ППК
Проверка знаний [5]
Контрольные работы, тесты и т.д.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Сайт посетили  счетчик посещений раз

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы к интернет-конференции

Профилактика нарушений зрения

Работа человека, сидящего за компьютером, — одна из самых напряженных и утомительных. В некоторых странах она внесена в список наиболее вредных для здоровья. Наибольшие функцио­нальные изменения в организме отмечаются со стороны органов зрения. С началом «эры компьютеризации» было отмечено специфиче­ское зрительное утомление у детей и взрослых, работающих на компьютерах, получившее общее название «компьютерный зри­тельный синдром» (CVS — Computer Vision Syndrome). Зрительная система человека приспособленна для восприятия объектов в отра­женном свете. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Очень часты жалобы на затуманенное зрение, трудности при пе­реносе взгляда с ближайших на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз — чувство жжения, «песка», покраснение век, боли при движении глаз.

Детские психологи утверждают, что для любого человека и в первую очередь для детей, условно время отдыха, проведенное за играми на компьютере, можно определить как его возраст полных лет, приравненный к минутам, увеличенный в два—три раза, при­чем время отдыха от компьютера должно быть в два—три раза больше времени, проведенного за компьютером. Например, если ребёнку 6 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 12—18 минут с перерывом на один час, а также не играть перед сном.

  •  Экран видеомонитора должен находится на уровне глаз или чуть ниже. На расстоянии не ближе 50 см

  •   Ребенок, носящий оч­ки, должен заниматься за компьютером в них.

  •   Недопустимо ис­пользование одного компьютера для одновременного занятия не­скольких ребят.

Чтобы указанные нарушения здоровья не возникли, необходи­мо соблюдать гигиенические требования, а если сим­птомы нарушений здоровья, отклонения и заболевания уже воз­никли, необходимо срочно обратиться к врачу.

 

Основные направления профилактики нарушений здоровья де­тей при работе за компьютером следующие.

  Ограничение количества времени, проводимого детьми за компьютером (3—4-летнему малышу в день в общей сложно­сти можно пребывать перед монитором тридцать—сорок ми­нут, разделив их на три-четыре сеанса по 10 минут, а для младших школьников это время может быть увеличено до по­лутора-двух часов);

  Чередование компьютерных занятий и физической активно­сти, не требующей напряжения зрения (прогулка, игра в мяч на воздухе или поход в магазин), проведение физкультмину­ток и физкультпауз;

  Использование упражнений, снижающих зрительное утомле­ние, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах;

  Попеременное использование работы с текстовым докумен­том и игр, в которых присутствуют движущиеся объекты, че­редование аркадных игр, требующих быстрой мышечной и зрительной реакции, с какими-нибудь головоломками, логи­ческими заданиями;

  Подбор стула, соответствующего росто-возрастным показате­лям ребенка;

  Принятие мер по уменьшению отражений от монитора (на­пример, выключение верхнего освещения, задергивание штор на окнах, поворот монитора таким образом, чтобы ни прямо перед ним, ни сзади не было ярких источников света, уста­новление специального антибликового экрана);

  Контроль позы ребенка, формирование привычки сидеть ров­но и смотреть прямо на монитор;


Профилактика нарушений зрения

Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение крово­снабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного ап­парата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повы­шает способность зрительного восприятия и оценки объектов ок­ружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

 

Упражнения профилактики нарушений зрения при работе

за компьютером

  •      Плотно закройте глаза руками так, чтобы через них не про­ходил свет. Следите при этом за тем, чтобы посадка была удобной. Особое внимание — на спину и шею, они должны быть прямыми и расслабленными. Закрыв глаза, попытайтесь увидеть перед гла­зами абсолютно чёрный цвет. Скорее всего, постоянно будут воз­никать цветные полоски, ромбики и кляксы. Чем чернее будет цвет, тем лучше расслаблены глаза. Многие из людей со слабой близорукостью могут добиться полного восстановления зрения сразу после выполнения этого упражнения.

  •     Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце (или на яркую лампу), поворачивайте глаза вправо-влево, делая круговые движе­ния. После окончания упражнения крепко сожмите веки на не­сколько секунд. Упражнение носит скорее не расслабляющий, а возбуждающий характер, поэтому после него рекомендуется де­лать упражнение.


Комплекс упражнений для снижения утомления глаз

  • Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица, 10—15 с.

  • Выполнить движение глазными яблоками; 1 — вправо — вверх; влево — вверх; вправо — вниз; влево — вниз; 18—20 с.

  • Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами легкие круговые по­глаживающие движения от носа наружу 20—30 с. Затем поси­деть спокойно с закрытыми глазами 10—15 с.

  • Сидеть с закрытыми глазами. Не открывая глаз, круговыми движениями глазными яблоками, по 2—3 раза в каждую сто­рону.

  •  1 — с напряжением закрыть (зажмурить) глаза. 2 — раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 3—5 раз. Посидеть с за­крытыми глазами 10—15 с.

  •  Сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10—15 с.

  •  Смотреть вдаль 2—3 с. 2 — перевести взгляд на кончик паль­ца, поставленного перед глазами на расстоянии 25—30 см, и смотреть на него 3—5 с. Повторить 10—12 раз.

  •  Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.

  •  Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яб­локами вправо и влево 15—20 с.

  •  Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яб­локами вправо и влево 15—20 с.

  •  Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко 2—3 с. Затем снять пальцы с ве­ка и посидеть с закрытыми глазами 2—3 с. Повторить 3—4 раза.

  •  15 колебательных движений глазами по горизонтали спра­ва — налево, слева — направо.

  •  15 колебательных движений глазами по вертикали вверх — вниз, вниз — вверх.

  •   15 вращательных движений глазами слева — направо.

  •  15 вращательных движений глазами справа — налево.

  •   15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».

Комплекс упражнений по методу Г.А. Шичко

1.  Пальминг

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (и правой, и левой руки) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, го­лову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить се­бе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2.  Вверх—вниз. Влево—вправо

Двигать глазами вверх — вниз, влево — вправо. Зажмурив­шись, снять напряжение, считая до десяти.

3.  Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4.  Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла, в левый нижний, в левый верхний, в пра­вый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображае­мого квадрата.

В ходе проведения урока, на переменах и после уроков детей надо стимулировать к периодическому выполнению упражнений, способствующих преодолению гиподинамии, напряжения, «зажатости» мышц, эмоциональному раскрепощению, т. е. к разминкам.

На эффективность проведения разминки влияет использование разных компонентов, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение комплек­са упражнений останется в памяти воспитанников и будет способ­ствовать наиболее яркому восприятию движений, помогающих восстановлению организма детей после занятий на компьютере.

Для занятий с дошкольниками рекомендуются двигательно-игровые упражнения с выраженным эмоциональным компонентом.   

Золотые правила при работе за компьютером

Правило первое: перед работой за компьютером обязательно

сделай разминку.

Правило второе: когда работаешь, сиди расслабленно.

Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе.

В среднем, раз в 10 минут рекомендуется отвлечься от работы, сделать 1—2 упражнения — простых и привычных. В том числе, из числа обозначенных выше.

Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслаб­ленными.

Очень важно не допустить перегрузку суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к поврежде­нию суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем за­болевания кисти могут стать хроническими.

Правило пятое: закончил занятие — сделай разминку.

Цель проведения разминки — обеспечить восстановление по­сле завершения занятий, когда значительную нагрузку испытыва­ли органы зрения, опорно-двигательный аппарат, мышцы тулови­ща, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии мыш­цы кисти работающей руки.

Исходя из этого, для разминки составляют комплекс, вклю­чающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5—2 минут.

Общеразвивающие, корригирующие и дыхательные упражне­ния должны быть детям хорошо знакомы. Выполнение комплек­сов упражнений с пособиями или дидактическим инвентарем по­вышает интерес к их выполнению, улучшает качество выполне­ния, способствует формированию правильной осанки.

Детям можно предложить упражнения с такими предметами и природными материалами, как флажки, кубики, ленточки, мячи­ки, эспандеры, природный материал (шишки, желуди, орехи).

Упражнения выполняются сидя и стоя. Исходное положение для ног (обычно — стойка, ноги на ширине ступни параллельно) должно быть удобным, обеспечивая устойчивое положение и спо­собствуя равномерному распределению тяжести тела.

Особенно важно обращать внимание детей на то, что, выпол­няя упражнения, включенные в комплекс разминки после заня­тий, нужно правильно сочетать движения с ритмом дыхания, не задерживая его. Чтобы научить детей правильно дышать при вы­полнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш» — как сдувается лопнувший шарик и т. д.

Правило шестое: при работе на компьютере необходимо посто­янно заботиться о зрении./Gorbacheva.ppt

Категория: Материалы к интернет-конференции | Добавил: Lily (11.01.2011)
Просмотров: 2273 | Теги: монитор, профилактика нарушений зрения, комплекс упражнений | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Block title
Block content
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •   Учительский портал Сайт WoSoft.ru - программы для всех Методсовет WoWeb.ru - портал для веб-мастера Бесплатные Флэш-часики и Календарики Детский портал «СОЛНЫШКО» Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

    Copyright MyCorp © 2024